Summerhill. Есть такая школа.
А есть ли вообще случайности? Думаю, я не случайно попала на конференцию по демократическому образованию в Голландии, и не случайно попала на презентацию школы Summerhill (Саммерхилл).. и не случайно, конечно же, и Вы читаете об этом.
О школе нам рассказывали родители 9-летнего мальчика, который является учеником школы.
Небольшое введение. Демократические школы -это школы, в которых к детям относятся как ко взрослым, уважая их потребности и желания. А если подробнее, то ребенок в такой школе не только может выбирать, учить ему какой-то предмет или нет, но и вообще учиться ли ему в данный момент или отложить процесс на потом( такое тоже бывает).
Распорядок и правила школьной жизни определяются демократическим собранием, которое собирается 2-3 раза в неделю. Там рассматриваются и организационные моменты и межличностные конфликты. Голос каждого ребенка имеет такой же вес, как голос любого взрослого. Есть даже книга законов - их около 300-они были выработаны на общих собраниях.
Школа работает по принципу интерната, и в ней воспитываются дети из разных стран. Из средств, выплаченных родителями за школу, детям выдаются карманные деньги. Эти деньги могут пойти не только на покупки, но также и на оплату штрафа, если собрание решит,что человек заслуживает этого.
До 12 лет не ожидается, что ребенок будет убирать в своей комнате, за него это делает персонал. А потом как-то так получается, что по мере взросления ребенок привыкает к порядку вокруг него и ему хочется самому в этом участвовать. По крайней мере опыт школы это подтверждает.
Вся атмосфера школы Summerhill (Саммерхилл) , пронизанная уважением к человеку, заботой друг о друге (старшие дети укладывают вечером и поднимают утром младших), создает условия для возникновения желания участвовать в этой общей жизни.
А если нет? Если не появится такое желание?....даже и не знаю...может, тогда твои друзья скажут тебе открыто на собрании,и ты поймешь,что это мешает твоим друзьям... а поскольку тебя не принуждают, то ты теперь просто соглашаешься...почему бы и нет?...Как показывает опыт школы, у них там все самоорганизовывается.
Итак, оценок нет, контрольных работ, навязанных тебе, когда ты сам ничего не хочешь контролировать...Учителя на месте, а если я не хочу идти ни на какой урок, то и не иду... Могу заниматься разными делами: то ли гончарничанием, то ли плотничаньем...Вот только на компьютере до 15:00 не играют. Так постановило собрание.
В возрасте 13-14 лет сдают общий экзамен. И вот к этому времени как правило дети уже настолько созревают и понимают, какие предметы им интересны и какие им нужны, чтобы двигаться дальше,что они легко проходят программу, рассчитанную на несколько лет, всего за несколько месяцев. Вот что такое внутренняя мотивация.
И один из самых главных моментов. В школе Summerhill (Саммерхилл), принимая участие в общих демократических собраниях и неся ответственность за выполнение решений этих собраний, дети научаются таким вещам, которым многие учатся уже, будучи взрослыми.
У них совершенно нет страха публичных выступлений, который есть у большинства людей.
А второе, как рассказал папа воспитанника школы,сын уже в 9-летнем возрасте умеет противостоять общему собранию, если с чем-то не согласен. Несогласие с общим мнением тут уважается. Только надо делать это аргументированно. У тебя может быть свое, отличное от моего мнение, и при этом ты не лучше и не хуже, это просто твое мнение. Мы можем дружить, имея разные мнения по разным вопросам.
Вот такое краткое знакомство со школой Summerhill (Саммерхилл), ну а более детально познакомиться можно на сайте школы.
На эту же тему можно еще почитать:
Детей с нематематическими способностями не предлагать
Общайся со мной:
На эту тему можно почитать:
Перефразируем классика — кто много видел, меньше плачет